Учебное пособие по курсу
"Основы экономической теории"


Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД
1.1. Предмет и функции экономической теории
1.2. Экономическая политика
1.3. Методы экономической теории
 
Тема 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Потребности общества, экономические блага
2.2. Проблема редкости и выбора в экономике
2.3. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих временных издержек
2.4. Основные экономические проблемы
2.5. Типы экономических систем
2.6. Факторы производства
Задачи к разделу "Общие проблемы экономического развития"
 
Тема 3. РЫНОК И РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ
3.1. Разделение труда, специализация, кооперация и обмен
3.2. Функции рынка
3.3. Структура рынка
3.4. Спрос. Закон спроса
3.5. Предложение. Закон предложения
3.6. Рыночное равновесие
Задачи к разделу "Рынок и рыночный механизм"
 
Тема 4. ДЕНЬГИ
4.1. Происхождение денег. Требования, предъявляемые к деньгам
4.2. Свойства и функции денег. Ликвидность. Денежная масса
4.3. Агрегаты денежного обращения
4.4. Денежное обращение
Задачи к разделу "Деньги"
 
Тема 5. РЫНОК ТРУДА. РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ
5.1. Сущность и функции рынка труда
5.2. Общая характеристика рынка товаров и услуг
5.3. Товарная биржа
5.4. Операции товарной биржи
Задачи к разделу "Рынок товаров и услуг"
 
Тема 6. ФОНДОВЫЙ РЫНОК
6.1. Формирование финансового рынка, его функции и структура
6.2. Виды ценных бумаг
6.3. Фондовая биржа
6.4. Операции фондовой биржи
Задачи к разделу "Рынок капиталов"
 
Тема 7. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
7.1. Экономические циклы
7.2. Фазы классического экономического цикла
7.3. Причины экономических колебаний
7.4. Безработица, ее виды и типы
7.5. Определение уровня безработицы
7.6. Инфляция: сущность и причины
7.7. Виды инфляции
7.8. Социально-экономические последствия инфляции
Задачи к разделу "Основные макроэкономические проблемы"
 
ЛИТЕРАТУРА


Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД

1.1. Предмет и функции экономической теории

Экономика - это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Разделы экономической теории:

Экономическая теория - это наука, которая изучает экономическую жизнь общества и экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе экономической деятельности.

Предметом экономической теории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.

Экономическая теория выполняет следующие функции:

1.2. Экономическая политика

Практическое принятие решений экономического характера является функцией экономической политики. Политика неразрывно связана с экономикой, эффективность политики зависит от выбора средств воздействия на экономику:

Обоснование экономической политики - одна из практических задач экономической теории.

Для разработки экономической политики необходимо:

Экономическая политика имеет ряд целей:

1.3. Методы экономической теории

Экономическая теория - наука в своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни, но в то же время ей присущи определенные методы исследования:

  1. Общемировоззренческие - эти методы материалистической диалектики, они предполагает изучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии.
  2. Общенаучные - ими пользуются не только экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся:
  3. Частные методы включают в себя следующие методы:

Экономическая теория широко использует построение моделей экономических явлений и процессов. Форма описания моделей может быть графической и математической. Экономическая модель является инструментом для экономических прогнозов. Комплексом экономических принципов объясняется, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.

Тема 2. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Потребности общества, экономические блага

Общественное производство возникает и существует благодаря двум человеческим качествам: потребности в благах и способности к труду. Единство этих двух качеств является побудительным мотивом любой экономической деятельности.

Под производством понимают деятельность людей, направленную на удовлетворение потребностей и реализуемую в определенных результатах: продукцией и услугах. Производство материальных благ - это основа жизни человека и общества.

Потребность - это осознанное чувство нехватки чего-либо, связанное со стремлением найти средства для ее устранения. Появление потребности обусловлено производством и в свою очередь является его стимулом.

Потребности подразделяются:

  1. по неотложности на:
  2. по назначению на:
  3. по повторяемости на:
  4. по происхождению:

Экономические потребности динамичны, они меняются с прогрессом общества.

Средства для удовлетворения потребностей называются благами.

Блага подразделяются на:

  1. Материальные:
  2. Нематериальные:

Услуги могут иметь как материальный, так и нематериальный характер.

Блага, удовлетворяющие одну и ту же потребность, называются взаимозаменяемыми (субституты). Блага, используемые совместно для удовлетворения потребностей, называются взаимодополняемыми (комплиментарными).

2.2. Проблема редкости и выбора в экономике

Перед любой экономической системой стоит проблема удовлетворения потребностей членов общества. Удовлетворение потребностей является целью любого производства, в этом заключается смысл экономики и деятельности людей. При этом необходимо учитывать два момента:

  1. Экономические потребности людей безграничны.
  2. Производственные ресурсы ограничены. Ограниченность ресурсов предполагает необходимость выбора направлений их использования. Общество стремится расходовать свои ресурсы наилучшим образом, то есть эффективно. Чтобы добиться подобной цели общество стремиться обеспечить:

В каждый определенный момент времени экономика должна жертвовать часть одного продукта, чтобы получить большее количество другого продукта. Ограниченность ресурсов означает, что общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди. Проблема выбора в экономике заключается в необходимости выбирать альтернативный вариант использования ограниченных ресурсов, так как, если в экономике производиться два вида продуктов, то одновременно увеличить производство этих двух продуктов невозможно.

2.3. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих временных издержек

Допустим, что:

  1. экономика действует в условиях полной занятости и достигает полного объема производства;
  2. количество и качество используемых ресурсов неизменно;
  3. технология неизменна;
  4. экономика производит только два товара.

Таблица 1. Таблица производственных возможностей
Альтернативы A B C D E
Конфеты 10 9 7 4 0
Ракеты 0 1 2 3 4

Рис. 1. Кривая производственных возможностей
Рис. 1. Кривая производственных возможностей

Кривая производственных возможностей отражает в каждой своей точке максимальный объем производства двух продуктов при разных их сочетаниях, которые позволяют полностью использовать ресурсы. Передвигаясь от одной альтернативы к другой экономика переключает свои ресурсы с одного товара на другой.

Точка F внутри кривой производственных возможностей означает неполное использование ресурсов. Точка G вне кривой недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Любая экономика находится в точке F, то есть всегда существует резерв ресурсов. При движении к кривой возможен только один, лучший вариант движения, который дает максимальный результат при минимальных затратах. Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности или альтернативные затраты.

Кривая производственных возможностей показывает:

  1. Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров.
  2. Уровень эффективности производства.

Любая точка на кривой означает состояние Парето-эффективности - это состояние экономики, при котором ресурсы распределены таким образом, что ни один участник производства не может увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества.

Кривая производственных возможностей может отражать различия в производственных возможностях разных стран.

Общество всегда должно выбирать между потреблением и накоплением.

Количество других товаров, от которых необходимо отказаться, чтобы получить некоторое количество данного товара называется временными издержками. Форма кривой производственных возможностей показывает цену одного товара выраженную в альтернативном количестве другого товара. Цена в рыночной экономике - это отражение альтернативной стоимости альтернативных издержек или издержек упущенных возможностей. Она может выражаться в товарах, в деньгах, во времени.

Цена одной ракеты равна количеству конфет, от которых необходимо отказаться. За каждую дополнительную единицу ракет общество платит все большую цену в виде не произведенных конфет. За последовательный переход от ракет к конфетам общество также платит все большую цену, получая меньший прирост данного продукта. Существует закон возрастающих временных издержек: при увеличении объема производства одного товара неизбежен рост затрат на единицу другого товара. Альтернативная стоимость товара определяется по формуле:

2.4. Основные экономические проблемы

Перед любой экономической системой стоят определенные экономические вопросы. В нахождении ответа на эти вопросы заключается решение основных экономических проблем организации любого общества.

Основные вопросы, которые необходимо решить обществу:

Эти вопросы лишь расшифровка альтернатив, лежащих в основе кривой производственных возможностей.

2.5. Типы экономических систем

Экономическая система - это способ организации общества для решения стоящих перед ним экономических вопросов.

Выделяют следующие типы экономических систем:

  1. Традиционная, основана на натуральном хозяйстве. В ней производство, обмен и распределение основаны на обычаях и традициях. Продукты производятся для собственного потребления, разделение труда осуществляется по полу и возрасту, низкий уровень производительной силы. Обмен осуществляется в натуральной форме. Имеется два фактора производства: земля и человек. Используются неэкономические методы принуждения. Удовлетворение потребностей на уровне выживания.
  2. Плановая (командная), в основе лежит плановое хозяйство. Существует общественная собственность на средства производства. Для системы характерно централизованное планирование, строгая иерархия управления, оплата производится по труду, а не по результатам труда. Используются некоторые элемента рыночной экономики (деньги, цена, прибыль).
  3. Экономика чистого капитализма. Для этой системы характерна частная собственность на ресурсы, использование системы рынка и цен в организации коммерческой деятельности, существует спрос и предложение.
  4. Смешанная экономика характеризуется сочетанием элементов чистого капитализма и командной экономики. Товары и услуги производятся как государством, так и частными компаниями. Государство активно участвует в перераспределении доходов, реализации социальных программ, определении законодательных норм экономической жизни, регулирование денежно-кредитной системы.

Экономики в чистом виде не существует, все экономики смешанные.

2.6. Факторы производства

Для производства любого блага необходимы ресурсы, которые выступают в виде факторов производства. Выделяют следующие факторы производства:

Задачи к разделу "Общие проблемы экономического развития"

Задача 1. Начертите кривую производственных возможностей экономики страны, производящей ежедневно 10 единиц товара Х или 20 единиц товара Y. В результате развития технологии производство товара Х увеличилось до 15 единиц. Что произойдет с кривой производственных возможностей?

Задача 2. На острове живут 6 человек. Они собирают кокосы и черепаховые яйца. Один человек в день может собрать либо 20 кокосов, либо 15 яиц. Начертите КПВ экономики острова.

Как изменится КПВ острова, если на остров будет завезена техники, которая позволит собирать 25 кокосов в день.

Задача 3. Павлов, отказавшись от работы столяром за 1,2 млн. руб. и слесаря за 1 млн. руб. в год, поступил в колледж с годовой оплатой обучения 800 тыс. руб. Какова альтернативная стоимость его решения, если:

Решения рассматривать отдельно друг от друга.

Задача 4. На рис. 2 дана кривая производственных возможностей.

Что произойдет с КПВ, если:

  1. в отрасли производящей товар X, НТП позволит увеличить количество продуктов до 60 единиц;
  2. в отрасли, производящей товар Y, вовлечение дополнительных ресурсов позволит увеличить количество Y до 20 единиц;
  3. эти процессы произойдут в обеих отраслях?

Рис. 2. Кривая производственных возможностей.
Рис. 2. Кривая производственных возможностей.

Задача 5. Рассчитать альтернативные издержки производства одного трактора и одного миномета по данным табл. 2. Построить кривую производственных возможностей и показать выполнение закона возрастающих вмененных издержек.

Таблица 2
Варианты Тракторы Минометы Альтернативная стоимость
1 трактор 1 миномет
A 6 0    
B 5 10    
C 4 19    
D 3 27    
E 2 34    
F 1 40    
G 0 45    

Задача 6. На рис.3 изображена ЛПВ экономики; она включает два товара: кинокамеры и наручные часы.

А) Найдите точки на ЛПВ для следующих комбинаций этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:

Рис. 3. Кривая производственных возможностей
Рис. 3. Кривая производственных возможностей

Б) Предположим, что в обществе производится 40 кинокамер и 300 часов, но спрос на кинокамеры вырос на 20 единиц. На сколько единиц необходимо сократить производство часов, чтобы удовлетворить этот рост?

В) На сколько единиц уменьшится производство часов, если требуется произвести дополнительно еще 20 кинокамер?

Задача 7. В какой-то гипотетической стране производятся только два товара - велосипеды и стиральные машины, причем все имеющиеся ресурсы используются полностью. Варианты производственных комбинаций приведены в табл. 3.

Начертите кривую производственных возможностей. Найдите альтернативные издержки. Что показывает их динамика? Отыщите на графике точки М (80 велосипедов и 30 стиральных машин) и N (30 велосипедов и 20 стиральных машин). О чем свидетельствуют эти точки?

Таблица 3. Варианты производственных комбинаций
Варианты выбора Велосипеды,
шт.
Стиральные машины,
шт.
Альтернативные издержки
1 велосипеда 1 стиральной машины
A 100 0    
B 90 10    
C 75 20    
D 55 30    
E 0 40    

Задача 8. При производстве алюминия было недополучено 10 керамических ваз. Какой графе табл.4 это соответствует:

Таблица 4. Таблица производственных возможностей
Продукт а б в г
Алюминий, кг. 5 7 6 5 3 4 1 2
Вазы 10 20 20 30 10 20 30 10

Задача 9. Дана таблица производственных возможностей. Заполните пустую клетку и объясните свой выбор.

Таблица 5. Таблица производственных возможностей
Пух, кг 29 27 22 16 0 0
Перья, кг 0 3 6 9 12 15

Тема 3. РЫНОК И РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

Рынок - это саморегулирующая система воспроизводства, все звенья которой работают под воздействием закона спроса и предложения.

К основным элементам рынка относятся:

Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.

Условия возникновения рынка:

  1. общественное разделение труда и специализация;
  2. экономическое обособление субъектов хозяйствования;
  3. свободный обмен ресурсами и товарами путем товарно-денежных отношений;
  4. наличие предмета сделки.

Существование рынка, рыночных отношений предполагает наличие носителей последних, т.е. их субъектов. Субъекты рынка:

3.1. Разделение труда, специализация, кооперация и обмен

Разделение труда - это совокупность всех существующих в данный момент времени видов трудовой деятельности.

Выделяют три уровня разделения труда:

Разделение труда имеет две стороны:

  1. Специализация труда - разделяет работников согласно их квалификации и профессии. Бывает:
  2. Кооперация труда - это форма организации труда, при которой большое количество людей участвуют в одном или разных по связи между собой процессах труда. Бывает:

Разделение труда и особенно его специализация вызывают необходимость применения денег. Деньги выполняют функцию средства обращения и позволяют осуществить более глубокую специализацию труда, как внутри страны, так и в международном масштабе.

3.2. Функции рынка
  1. Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
  2. Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а так же расширение ассортимента товаров и услуг.
  3. Информационная - дает объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
  4. Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
  5. Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
  6. Социальная -- рынок дифференцирует доходы участников рынка.

3.3. Структура рынка

Рынок как таковой можно рассматривать более детально в нескольких видах и типах. На рис. 4 представлена структура рынка. Однако эту характеристику можно расширить.

Рис. 4. Структура рынка
Рис. 4. Структура рынка

Конкуренция это соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства, купли-продажи товаров и услуг.

Формы конкуренции:

Существует два вида конкуренции:

  1. Совершенная конкуренция.
  2. Несовершенная конкуренция:

3.4. Спрос. Закон спроса

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают:

Шкала спроса - таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени.

Таблица 6. Изменение цены и величины спроса на товар А, у. е.
Цена, Р 1 2 3 4
Величина спроса, Q 30 20 15 10

Рис. 5.  Кривая спроса
Рис. 5. Кривая спроса

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.

Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях как правило чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Факторы, оказывающие влияние на спрос:

При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. На графике при изменении спроса происходит сдвиг кривой спроса.

Сдвиг кривой спроса вызывается изменением одной или нескольких переменных, влияющих на форму кривой спроса . В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.

3.5. Предложение. Закон предложения

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Шкала предложения - таблица, в которой показана зависимость объема (величины) предложения от цены.

Таблица 7. Шкала предложения товара
Цена, Р 1 2 3 4
Величина спроса, Q 10 15 20 30


Рис.6. Кривая предложения

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения.

Закон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.

При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается.

Факторы, оказывающие влияние на предложения:

3.6. Рыночное равновесие

Совместим на одном графике линии спроса и предложения.

Рис. 7. Рыночное равновесие
Рис. 7. Рыночное равновесие

Как видно из рис. 7., линии спроса и предложения пересекаются в точке Е. В этой точке цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий S и D - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.

Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе).

Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.

Рассмотрим сначала ситуация, когда цена на рынке будет выше равновесной цены. На рис. 3.4. этой цене будет соответствовать Р' > Ре. При этой цене объем предложения составит Qs', а объем спроса Qd'. Как видно по графику, объем спроса по этой цене будет меньше объема предложения, и производителям не удастся продать всю свою продукцию. На рынке образуется избыток товаров, который будет равен Qs' - Qd'.

Производители, обнаружив у себя нераспроданную продукцию, начнут снижать цену своего товара до тех пор, пока объем спроса не станет равным объему предложения, то есть до уровня равновесной цены.

Если установившаяся на рынке цена будет ниже равновесной (Р'' < Ре), то при этой цене объем спроса будет превышать объем предложения (Qd''>Qs'') и на рынке образуется дефицит товара, равный Qd'' - Qs''. В этом случае производители начнут повышать цену до уровня Ре.

Задачи к разделу "Рынок и рыночный механизм"

Задача 1. Определите как сдвинется линия спроса на рассматриваемый товар в результате такого события.

Товар: аудиокасеты.
Событие: снижение цен на компакт-диски.

Товар: "Пепси-кола".
Событие: розыгрыш призов от фирмы.

Товар: компьютеры.
Событие: пользователи ожидают появления более современных компьютеров.

Товар журналы.
Событие: изменение цен на журналы.

Товар: учебники.
Событие: наступление летних каникул.

Задача 2. Определите как сдвинется линия спроса на рассматриваемый товар в результате такого события.

Товар: автомобили.
Событие: повысилась цена на бензин.

Товар: видеомагнитофоны.
Событие: увеличились доходы населения.

Товар: роликовые коньки.
Событие: вошли в моду роликовые коньки.

Задача 3. Определите как сдвинется линия предложения на рассматриваемый товар в результате произошедшего события.

Товар: автомобильные шины.
Событие: рост цен на каучук.

Товар: электроэнергия.
Событие: внедрение новой эффективной ресурсо-сберегающей технологии.

Товар: зерно.
Событие: засушливая погода в течение лета.

Товар: шоколад.
Событие: внедрение акциза на шоколад.

Товар: детское питание.
Событие: выплаты государственных дотаций производителям детского питания.

Товар: столы для компьютеров.
Событие: рост спроса на компьютеры.

Товар: конфеты.
Событие: изменение цен на конфеты.

Товар: путевки в круизы.
Событие: производители ожидают повышения доходов населения.

Задача 4. Япония согласилась сократить экспорт новых автомобилей в США. Меньше импортных машин означает, что из США в Японию будет перетекать меньше долларов. Но одновременно и у японцев будет меньше долларов, которые они могли бы потратить на американские товары. Наиболее вероятным результатом ограничения импорта японских автомобилей в США будет переключение потребителей на близкий, но более дорогой заменитель: американские автомобили. При прочих равных условиях как это событие отразится на:

Задача 5. В результате опроса потребителей удалось выяснить, кто по какой цене согласен купить пылесос, причем каждый назвал максимально возможную для себя цену. Все данные сведены в табл. 8:

Таблица 8.
Цена ($) 150 180 210 240 270 300
Потенциальное количество продаж по данной цене 7 8 10 9 6 5

Постройте кривую спроса.

Определите величину спроса при цене 250$.

Задача 6. Функция спроса на товар Qd=200-P. Функция предложения: Qs=-20+P. Определить: равновесную цену и объем продаж.

Задача 7. Функция спроса на товар А может быть представлена в виде уравнения Qd=48-5P, а предложение - в виде Qs=12+7P. Определить: равновесную цену на товар А и определите объем продаж в условиях равновесия.

Задача 8. Правительство ввело акциз на бензин. Мазут является продуктом нефтеперерабатывающей промышленности, производимым совместно с бензином. При прочих равных условиях, как введение акцизов на бензин повлияет на спрос и предложение на рынках:

Задача 9. В табл.9. приведены шкалы спроса и предложения. Заполните пустые графы таблицы.

Таблица 9
Цена, у.е. за кг Величина спроса, кг Величина предло-жения, кг Избыточный спрос Избыточное предложение Объем продаж Направление изменения цены
1.0 160 10        
1.5 130 30        
2.0 110 55        
2.5 80 80        
3.0 60 100        
3.5 40 130        
4.0 20 160        

Задача 10. Допустим, функция спроса равна: Qd=100-P, а функция предложения Qs=2P-50, где Р - цена в рублях, Qs и Qd - величина соответственно предложения и спроса в тыс. шт.

Задача 11. В табл. 10 представлена шкала спроса на товар 3-х потребителей. Определите функцию совокупного спроса. Решите задачу табличным и аналитическим способами.

Таблица 10. Шкалы спроса потребителей А, В, С
Цена, Р QdA=100-2P QdB=95-1,5Р QdС=100-3Р Qd
10 80 80 70  
20 60 65 40  
30 40 50 10  
40 20 35 -  
50 0 20 -  

Задача 12. В табл. 11 представлена шкала предложения товара тремя фирмами, а также функция индивидуального предложения фирм А, В и С. Определите функцию совокупного предложения табличным и аналитическим способами.

Таблица 11. Шкалы предложения потребителей А, В, С
Цена, Р QsA=2+3P QsB=-1,5+2Р QsС=-3+Р Qsсов
10 1 0.5 -  
20 4 2.5 -  
30 7 4.5 0  
40 10 6.5 1  
50 13 8.5 2  

Задача 13. На рынке некоторого товара два производителя имеют две разные шкалы предложения. Данные сведены в табл.12.

Таблица 12. Шкалы предложения производителей А и В
Qs(А) 0 10 20 30 40 50
Qs(В) 10 40 55 65 70 70
Р,тыс. руб. 1 1.2 1.4 1.6 1.8 2.0

Определите равновесную цену при функции спроса Qd=103-20P

Задача 14. На рыбном рынке, где утром можно купить свежую рыбу, два рыбака предлагают 4 угрей по цене 6 крон за каждого угря Ян предлагает сократить предложение, выбросив одного угря в море, а Питер советует сбросить цену. если график спроса и предложения выглядит как на рис 8, то кто прав и почему? Что можно сказать, если Ян предлагает выкинуть угря, а не съесть?

Рис. 8. Равновесие на рынке рыбы
Рис. 8. Равновесие на рынке рыбы

Тема 4. ДЕНЬГИ

4.1. Происхождение денег. Требования, предъявляемые к деньгам

Деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

Причины возникновения денег:

  1. Необходимость обмена результатами труда (излишками товара).
  2. Необходимость сокращения издержек обращения.

Недостатки прямого товарообмена:

Существует две теории о путях возникновения денег:

  1. Теория общественного договора. Она рассматривает деньги как продукт соглашения между людьми.
  2. Эволюционная теория. Она считает, что деньги возникли как результат экономических отношений.

Деньги выступают как всеобщее средство обмена, они сокращают издержки обмена. Деньгами может служить любой товар, вещь, принимаемые как плата за товары, то есть выполняющие роль денег.

К деньгам предъявляются следующие требования:

  1. Деньги должны быть портативными.
  2. Деньги должны быть прочными, сохраняемыми.
  3. Денежные знаки одного достоинства должны быть однородными.
  4. Деньги должны быть легко узнаваемы (по цвету, картинке).
  5. Деньгам должно быть присуще свойство делимости (можно разбить на более мелкие).
  6. Деньги должны быть защищены от подделок, быть уникальными, редкими.

4.2. Свойства и функции денег. Ликвидность. Денежная масса

Сущность денег проявляется через их свойства:

  1. Деньги - это постоянно признаваемая ценность.
  2. Деньги обладают свойством обмениваемости.
  3. Деньги имеют свою самостоятельную меновую стоимость.
  4. Деньги - это самое ликвидное имущество.

Деньги выполняют следующие функции:

  1. Мера стоимости. Деньги являются материалом для выражения стоимости всех товаров, которые качественно одинаковы и количественно сравнимы.
  2. Средство обращения. Процесс обмена товаров совершается в виде следующей смены форм: товар - деньги - товар.
  3. Средства платежа. Эта функция выполняется при продаже товаров в кредит, с отсрочкой платежа, при уплате налогов, заработной платы и т.д.
  4. Средства накопления. Деньги служат самой удобной формой хранения богатства, так как обладают ликвидностью.

Ликвидность - это то, насколько быстро можно использовать товар в виде денег. Ликвидность показывает возможность использования активов в качестве платежного средства, то есть возможность обращения в денежную форму без потери стоимости.

Вид имущества, который свободно принимается всеми в качестве средства обращения образует денежную массу. Любое имущество может быть деньгами.

Существуют различные теории, объясняющие ценность денег:

  1. Металлическая теория отождествляет деньги с золотом и серебром, а ценность денег с затратами на производство золота и серебра. Бумажные деньги обладают ценностью в зависимости от их золотого содержания.
  2. Номиналистическая теория. Деньги не имеют самостоятельной ценности, а являются лишь условными счетными единицами.
  3. Количественная теория выводит ценность денег из их количества: чем больше денег, тем меньше их стоимость. Это соотношение выражено в уравнении обмена (уравнение Фишера):
    M * V = P * Q
    M - количество денег в обращении;
    V - средняя скорость оборота одной денежной единицы;
    P - средний уровень цен товаров и услуг;
    Q - количество товаров и услуг, реализованных за определенное время (обычно за год).
  4. Теория регулируемой валюты - это синтез положений номиналистической и количественной теорий денег. Предлагает, изменяя количество денег в обращении регулировать цены, заработную плату, занятость.

Ценность денег и их стоимость выводит из того, что:

4.3. Агрегаты денежного обращения

М0 - наличные деньги.

М1 = М0 + чековые вклады, то есть деньги на текущих счетах до востребования.

М2 = М1 + небольшие срочные вклады.

М3 = М2 + крупные срочные вклады, депозитные сертификаты, облигации.

М4 = М3 + все виды депозитов в иностранной валюте.

4.4. Денежное обращение

Денежное обращение - это обращение денег, обслуживающее кругооборот товаров и услуг.

Количество денег в обращении определяется по формуле:

Р - сумма цен реализуемых товаров;
К - сумма цен проданных в кредит товаров;
П - платежи, срок уплаты которых наступил;
ВП - взаимопогашаемые платежи;
С0 - скорость оборота одной денежной единицы.

Задачи к разделу "Деньги"

Задача 1. Определить М1, М2, М3, если:

Задача 2. Определить М1, М2, М3, если:

Задача 3. Используя уравнение обмена Фишера рассчитать средний уровень цен, если реальный объем национального продукта равен 7000 млрд. долл. Находящаяся в обращении денежная масса - 840 млрд. долл., скорость оборота равна 10.

Задача 4. Используя уравнение обмена Фишера рассчитать средний уровень цен, если реальный объем национального продукта равен 5000 млрд. долл. Находящаяся в обращении денежная масса - 500 млрд. долл., скорость оборота равна 8.

Задача 5. Предположим, что каждый доллар, предназначенный для сделок, обращается в среднем 4 раза за год и направлен на покупку товаров. Определите величину спроса на деньги для сделок, если номинальный объем ВНП составляет 2000 млрд. долларов.

Задача 6. Сумма цен товаров, находящихся в обращении, составляет 300 тыс. ден. ед.; сумма цен товаров, проданных в кредит - 200 тыс.ед.; сумма цен товаров, срок уплаты по которым наступил - 10 тыс. ден. ед., а взаимопогашающиеся платежи - 15 тыс. ден. ед. Одна денежная единица совершает в среднем 25 оборотов в год. Найти количество денег, необходимых для обращения. Что произойдет в экономике, если в обращение будет выпущено 15 тыс. ден. ед.?

Тема 5. РЫНОК ТРУДА. РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ

5.1. Сущность и функции рынка труда

Рынок труда представляет собой общественно-экономическую форму движения рабочей силы.

Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми). Рынок тесно связан с остальными рынками.

Особенности рынка труда:

Сущность рынка труда проявляется в его функциях:

  1. Обеспечение пропорционального распределения рабочей силы в отраслевом и территориальном разрезах.
  2. Обеспечение равновесия спроса на труд и предложения на труд.
  3. Формирование эффективной рациональной занятости.
  4. Установление равновесной ставки зарплаты и обеспечение доходов населения.

5.2. Общая характеристика рынка товаров и услуг

Рынок товаров и услуг - это организованная структура, посредством которой спрос на товары со стороны домашних хозяйств и правительства встречается с предложением со стороны бизнеса.

Значение и функции рынка товаров и услуг:

  1. Удовлетворение потребностей домашних хозяйств.
  2. Получение дохода предпринимательским сектором.
  3. Создание общественных благ.
  4. На нем потребляется основная часть валового национального продукта.

Определяющей характеристикой данного рынка является переход продукции из собственности производителя в собственность потребителя.

Рынок делится на:

Рынок правительственных заказов - заказы правительства на товары для общественных нужд, заказы науки.

Результат деятельности правительства выступает в виде общественных благ.

5.3. Товарная биржа

Товарная биржа - это развитая форма регулярно действующего оптового рынка. Биржи организуются союзом промышленников или торговцев на акционерных началах. Высшим органом биржи является общее собрание ее членов, которое выбирает биржевой комитет.

Цель товарной биржи - организация торгов и обеспечение равновесной цены.

Принципы биржевой торговли товарами:

  1. Стандартизированные товары. Это позволяет совершать сделки с биржевым товаром без визуального осмотра.
  2. Строгая централизация и соблюдение регламента.
  3. Применение официально установленных котировок. Цены на бирже рассчитываются котировальной комиссией и подлежат публикации.
  4. Участие в торгах посредников (брокеры, дилеры, маклеры).

Функциональные подразделения товарной биржи:

Способы ведения торгов:

  1. Обсуждение каждого брокерского предложения на наличный товар:
  2. Обсуждение предложений по фьючерным сделкам:

5.4. Операции товарной биржи
  1. Сделки с немедленной поставкой реального товара.
  2. Сделки на реальный товар с отсроченной поставкой.
  3. Срочные (фьючерные) сделки.

Фьючерные сделки не предусматривают поставки и принятия реального товара (продажа контрактов). Результат фьючерной сделки - уплата и получение разницы между ценой контракта в день его заключения и ценой в день исполнения. Для уплаты разницы заключается противоположная (обсетная) сделка на то же количество товара, которая осуществляется расчетной палатой биржи. С товаром участники дела не имеют.

Фьючерные контракты стандартизированы (содержат определенное количество товара).

Сделки заключаются на определенное количество фьючерсов, а не товаров.

Фьючерные сделки обычно используют для страхования - хеджирования от возможных потерь, в случае изменения розничных цен при заключении срочных сделок на реальные товар. Операция хеджирования состоит в том, что фирма продавшая реальный товар, одновременно заключает обратную сделку, то есть покупает фьючерсные контракты на тот же срок и то же количество товара. Фирма, покупающая товар с поставкой в будущем, одновременно продает на бирже фьючерсные контракты. После сдачи или приемки товаров контрактов осуществляется выкуп контрактов. Принцип страхования здесь построен на том, что если в сделке одна сторона теряет как продавец реального товара, то она выигрывает как покупатель фьючерсов.

Хеджирование покупок - это покупка фьючерных контрактов для избежания потерь в результате увеличения цен на товар, проданный, но не закупленный.

Хеджирование продаж - это продажа на бирже фьючерных контрактов при закупках, равного количеству товаров для страхования от падения цен к моменту поставки этого товара.

Задачи к разделу "Рынок товаров и услуг"

Задача 1. Продавец продал в январе на бирже партию меди 200 тонн по цене 860000 рублей за тонну с поставкой в марте. К сроку поставки цена на бирже на медь увеличилась до 865000 рублей. Кто проиграл и кто выиграл от изменения цены? Каким образом выигравший получит разницу?

Задача 2. Мукомольное предприятие заключило контракт на продажу 100 тонн муки по цене 700 рублей за килограмм с поставкой через два месяца. Как предприятие может застраховать себя от потерь из-за возможного роста цена на пшеницу до 900 рублей?

Тема 6. ФОНДОВЫЙ РЫНОК

6.1. Формирование финансового рынка, его функции и структура

В основе формирования финансового рынка лежит ссудный капитал.

Финансовый рынок - это особый рынок, на котором продаются и и покупаются особый товар деньги, предоставляемые в пользование на время в форме займов или навсегда.

Различают: кредитный рынок, рынок ценных бумаг и валютный рынок.

Функции финансового рынка:

  1. Мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг.
  2. Финансирование воспроизводственного процесса.
  3. Распределительная функция - способствует переливу капитала между отраслями, компаниями.
  4. Повышение эффективности экономики в целом.

Курсовая цена акций определяется:

где Д - доход;
r - рыночная процентная ставка.

Структура рынка ценных бумаг:

  1. по характеру движения ценных бумаг:
  2. по принципу возвратности:
  3. по сроку предоставления:

На первичном рынке идет продажа новых ценных бумаг после их эмиссии и обычно по номинальной стоимости.

Компания, выпускающая ценные бумаги - эмитент. Компания, приобретающая ценные бумаги - инвертор.

На вторичном рынке обращаются ранее выпущенные ценные бумаги, которые реализуются по рыночной цене согласно биржевого курса. Вторичный рынок формируется на фондовой бирже и внебиржевом рынке.

6.2. Виды ценных бумаг

Ценная бумага - это вложение денежных средств (дача ссуды) с целью получения прибыли (дивидендов).

Ценные бумаги бывают первичными и вторичными.

Первичные ценные бумаги:

Облигации - выпускаются правительством и компаниями, которые обязуются выплатить через определенный срок взятые взаймы деньги и процент на них. Права на управление компанией не дает. Владелец облигации получает фиксированный доход, который выплачивается равными долями в течение всего срока действия облигации. Самый надежный вид ценных бумаг.

Облигации бывают краткосрочные (до 10 лет) и долгосрочные (свыше 10 лет).

Целью выпуска облигации может быть формирование капитала для освоения новых видов деятельности, модернизация производства.

Акция - это ценная бумага, удостоверяющая право на владение частью капитала и на получение определенного дохода от деятельности компании (дивиденда).

Акции бывают:

  1. Простые - не гарантируют дивиденд, но дают право голоса.
  2. Привилегированные - дают право на фиксированный дивиденд, но не дают право голоса.
  3. Именные и на предъявителя.

Дивиденды рассчитываются следующим образом: сначала из чистой прибыли (после вычетом налогов) предприятия вычитают расходы на развитие производства, выплату процентов за кредиты, премии руководителям. Затем оставшаяся часть - распределяемая прибыль, делится на количество акций:

где Д - дивиденд на одну акцию;
ПР - распределяемая прибыль;
КА - количество акций.

Ставка дивиденда определяется в процентах к номинальной стоимости акций.

Вексель - долговое обязательство, не обеспеченное активами. Наименее надежный вид ценных бумаг и самый доходный. Векселя выпускают компании, находящиеся в сложной финансовой ситуации или рассчитывающие на выигрышные экономические и финансовые операции.

Векселя бывают:

Казначейские обязательства - векселя, которые выпускает национальный банк.

Депозитный сертификат - документ, удостоверяющий внесение денег в банк и получение оговоренного дохода. Проценты по депозиту зависят от его размера и срока и неизменны.

Вторичные ценные бумаги:

Финансовые фьючерсы - срочные контракты, заключаемые между продавцом и покупателем куплю-продажу ценных бумаг по заранее фиксированной цене в будущем на определенную дату.

Опционы - срочные контракты на ценные бумаги, предусматривают право на их покупку или продажу по обусловленной цене в течение определенного срока. Главное отличие опционов от финансовых фьючерсов состоит в том, что первые предусматривают право, а не обязанность на проведение тех или иных операций. Особенность опциона - возможность отказа от сделки, в результате которой владелец опциона теряет лишь премию, которую он платит подписателю опциона, обязанному совершить сделку в случае желания владельца опции.

Варранты - разновидность опционов, дающие право на приобретение или реализацию ценных бумаг на определенных условиях. Можно считать, что это разновидность опционов.

6.3. Фондовая биржа

Фондовая биржа - организованный и постоянно действующий рынок по купле-продаже ценных бумаг.

Официальная фондовая биржа реализует продажу ценных бумаг крупнейших компаний. Неофициальная фондовая биржа - торгует любыми ценными бумагами.

Основными функциями фондовой биржи являются мобилизация временно свободных средств через продажу ценных бумаг, а также перелив капиталов между компаниями, отраслями и сферами. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой бирже осуществляется на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношений между спросом и предложением на них. Биржевой курс ценных бумаг определяется следующими факторами:

Фондовые биржи работают на безприбыльной основе. Управляются биржевым комитетом. Биржа формирует список ценных бумаг - листинг.

Принципы работы фондовой биржи:

Зарегистрированные биржевые курсы публикуются в биржевых бюллетенях (котировки). Котировки - это цены, устанавливаемые для каждой бумаги каждый день. Индекс курса акций - лот - определяет количество акций.

Способы ведения торгов:

  1. Котировка путем сопоставления письменных заявок.
  2. Котировка "голосом".

6.4. Операции фондовой биржи

Операции фондовой биржи подразделяются:

  1. Кассовые - сделка осуществляется немедленно и оплата происходит наличными.
  2. Срочные - сделки носят спекулятивный характер; по существу являются договором о том, что одна сторона в течении одного срока продаст, а другая купит ценные бумаги.

Виды срочных сделок:

Игроки, играющие на повышение цен, называются быки. Игроки, играющие на понижение продажи биржевых контрактов - медведи.

Задачи к разделу "Рынок капиталов"

Задача 1. Определить курс акций если дивиденды от 100 акций равны 500 у.е., а банковская ставка 20%.

Задача 2. Заключена сделка с опционом на продажу 100 акций по 2000 рублей за штуку. Премия составляет 200 рублей за акцию. Выиграет ли продавец, если курс акций установится на уровне 1700 рублей.

Задача 3. Заключена сделка с премией на покупку 1000 акций по цене 120 долл. за штуку. При этом премия составляет 10 долл. за штуку. Если в день сделки цена составляет 100 долл., что сделает покупатель.

Задача 4. Заключена сделка с опционом на покупку 100 акций по 2000 рублей за штуку сроком на 6 месяцев, при этом премия, выплачиваемая продавцу, составляет 300 рублей за акцию. Как поступит покупатель, если курс за акцию установится на уровне 2300 рублей.

Задача 5. Заключена сделка с опционом на продажу 100 акций по 10000 рублей за штуку. Премия составляет 1000 рублей за акцию. Какую прибыль и каким образом получит продавец, если сделка состоится при курсе 8000 рублей за акцию. Как поступит продавец, если курс возрастет до 12000 рублей.

Задача 6. Заключена сделка с опционом на покупку 100 акций по 2000 рублей за штуку сроком на 1 год, при этом премия, выплачиваемая продавцу, составляет 200 рублей за акцию. Как поступит покупатель, если курс за акцию установится на уровне 2350 рублей.

Задача 7. Определить сумму дивиденда на одну акцию, если номинальная стоимость акции 10000 рублей, курсовая стоимость - 30000 рублей. Дивиденд объявлен в размере 200%.

Задача 8. Просчитать возможный курс акций, если средняя рыночная процентная ставка составляет 25%, сумма дивиденда от 100 акций 4000000 рублей.

Задача 9. Рассчитать размер депорта и выигрыш игрока, который рассчитывает на понижение курса с 80 до 50 долларов за акцию (продажа акций в количестве 100 штук). К моменту ликвидации сделки курс вырос до 90 долларов. Условие обсетной сделки: продажа 100 акций по курсу 85 долларов. К моменту ее исполнения курс составил 50 долларов.

Задача 10. Заключена сделка с опционом на продажу 100 акций по 10000 рублей за штуку. Премия составляет 1000 рублей за акцию. Какую прибыль и каким образом получит продавец, если сделка состоится при курсе 6000 рублей за акцию. Как поступит продавец, если курс возрастет до 12000 рублей.

Задача 11. Рассчитать размер репорта, если расчет покупателя на рост курса акций не оправдался. Обсетная сделка с банком заключена на покупку акций через месяц по 85 долларов за штуку (100 штук акций). Фактический курс через месяц составил 100 долларов за акцию, какую прибыль получит игрок.

Задача 12. Заключена сделка с премией на покупку 1000 акций по цене 120 долл. за штуку. При этом премия составляет 8 долл. за штуку. В день исполнения сделки цена составляет 100 долларов за акцию, что сделает покупатель, если сделка оформлена в виде опциона.

Тема 7. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

7.1. Экономические циклы

Экономические циклы - это периодические колебания деловой активности в обществе. Цикл представляет собой интервал времени в развитии экономики, в течение которого происходит увеличение объема производства товаров и услуг, а затем сокращение, спад, депрессия, оживление и, наконец, снова его рост.

Теория цикла исследует причины, вызывающие изменение активности общества и ее основная цель заключается в изучении волнообразного развития человечества.

Экономический цикл - это следующие один за другим подъемы и спады уровней экономической активности в течение нескольких лет.

7.2. Фазы классического экономического цикла

Экономический цикл - это промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры (конъюнктура рынка - это совокупность экономических показателей и факторов, которые влияют на рынок).

Экономические цикл характеризуются периодическими колебаниями производства, занятости и уровня цен.

Отдельные экономические циклы существенно отличаются друг от друга по продолжительности и интенсивности, но тем не менее все они имеют одни и те же фазы:

  1. Пик. В экономике наблюдается наиболее высокая занятость (близкая к полной) и производство работает на полную или почти полную мощность. Высокие ставки заработной платы и ссудного процента. Уровень цен имеет тенденцию к повышению. Рост деловой активности прекращается.
  2. Спад (рецессия). Производство и занятость сокращаются. В результате превышения предложения над спросом на рынке товаров может начаться падение цен. Капитал, не находящий применения в промышленности и торговле стекается в банки, что приводит к росту наличности при незначительном спросе на нее. Безработица растет, ставки заработной платы уменьшаются, ссудный процент снижается.
  3. Впадина (низшая точка спада). Характеризуется перепроизводством товаров, низким платежным спросом, в результате избытка предложения может произойти падение цен и сокращение объемов производства. Безработица растет. Уровень жизни снижается. Совокупный спрос уменьшается. Ссудный процент увеличивается. Начинается кризис кредитной сферы. Затяжной спад называется депрессией.
  4. Подъем. Характеризуется восстановлением объема производства до прежнего уровня, сокращением безработицы. Начинают повышаться цены на товары. Растет спрос на ссудный капитал.

7.3. Причины экономических колебаний

Выделяют следующие причины экономических циклов:

  1. Внутренние:
  2. Внешние:

7.4. Безработица, ее виды и типы

Безработным считается человек, который в данный момент времени занимается поиском работы. Люди пенсионного возраста к безработным не относятся.

Выделяют следующие виды безработицы:

  1. По продолжительности существования:
  2. По характеру проявления:
  3. По степени охвата различных групп населения:
  4. По отношению безработных к занятости:

Типы безработицы:

  1. Фрикционная. Связана с переходом с одной работы на другую, поиском или ожиданием работы.
  2. Структурная. Вызывается реорганизацией производства и изменениями в потребительском спросе.
  3. Циклическая. Вызывается экономическими циклами.
  4. Сезонная.

7.5. Определение уровня безработицы

Уровень безработицы определяется по формуле:

где УрБ - уровень безработицы;
Б - число безработных;
РС - рабочая сила.

7.6. Инфляция: сущность и причины

Инфляция - это процесс обесценивания денег, который проявляется в общем неуклонном росте цен на товары и услуги или падении покупательной способности денег.

Выделяют следующие причины инфляции:

  1. Внешние:
  2. Внутренние:

7.7. Виды инфляции

Существуют следующие виды инфляции:

  1. С точки зрения проявления:
  2. По степени сбалансированности:
  3. По степени прогнозируемости:
  4. По темпу роста цен:

7.8. Социально-экономические последствия инфляции

К социально-экономическим последствиям инфляции относятся:

  1. Снижение реальных доходов населения и как следствие отсюда снижение мотивов к трудовой деятельности.
  2. Усиление дифференциации населения по уровню дохода.
  3. Ухудшение условий жизни социальных групп с твердыми доходами.
  4. Возникновение опасности социальных потрясений.
  5. Ослабление позиции власти, снижение доверия населения правительственным программам.
  6. Возникновение трудностей с долгосрочным планированием. Повышение риска инвестирования.

Задачи к разделу "Основные макроэкономические проблемы"

Задача 1. Определить численность населения страны, если уровень безработицы составляет 10 %, число безработных 600 тыс. человек. Экономически активное население страны составляет 60 %.

Задача 2. Рассчитать уровень безработицы и его изменение, если в базовом периоде численность занятых 5 млн. чел., безработных - 1 млн. чел. Потеряло работу 400 тыс. чел., из них зарегистрировано 250 тыс. чел. 100 тыс. чел. безработных нашло работу.

Задача 3. Рассчитать уровень занятости, уровень безработицы и численность безработных исходя из данных табл. 13.

Таблица 13. Статистические данные
Показатель 1990 1995
Рабочая сила 100650 120500
Занятые 89570 110650

Задача 4. Определить численность населения страны, если уровень безработицы составляет 10 %, число безработных 400 тыс. человек. Экономически активное население страны составляет 60 %.

Задача 5. Определить уровень безработицы, если численность населения составляет 9 тыс. чел., в том числе 50% трудоспособны и являются экономически активным населением. 125 тыс. человек безработных.

Задача 6. Рассчитать уровень занятости, уровень безработицы и численность безработных исходя из данных табл. 14.

Таблица 14. Статистические данные
Показатель 1990 1995
Рабочая сила 102,6 тыс. 122,5 тыс.
Занятые 90,5 тыс. 112,6 тыс.

Задача 7. Рассчитать уровень безработицы и его изменение, если в базовом периоде численность занятых 110 млн. чел., безработных - 15 млн. чел. В текущем периоде потеряло работу 1,3 млн. чел., из них зарегистрировано 1 млн. чел. 800 тыс. чел. безработных нашло работу.

Задача 8. Определить отставание фактического объема ВНП от потенциального, согласно закону Оукена, если превышение фактического уровня безработицы составляет 2%.

Задача 9. Рассчитать потенциальный объем ВНП, если номинальный объем 1200 млрд. долларов, фактический уровень безработицы - 9%, естественный уровень безработицы - 6%.

Задача 10. Недополучение ВНП из-за превышения естественного уровня безработицы (6%) составила 450 млрд. долларов. Фактический объем ВНП составил 2000 млрд. долларов. Определить уровень безработицы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Основы экономической теории. Учеб. пособие / под ред. Камаева В. Д.
  2. Макконел К. Р., Брю С. Л. Экономика, 1992.
  3. Самуэльсон П. Экономика. - М. - 1992.
  4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. - Экономика. - М., 1992.
  5. Рябикина А.А., Быкова Т.В. Основы микроэкономики. Что такое спрос и предложение. Учеб. Пособие. -Спб.: "Петербургская книга", 1997.
  6. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филипова Т.Ю. Основы экономики. Учеб. Пособие. - Спб.: ИД "МиМ", 1998.
  7. Вводный курс по экономической теории. Под ред. Журавлевой Г.П.. -М.: ИНФРА-М, 1997.
  8. Курс экономической теории: учебное пособие/ под ред. А.Н. Тура, М.И. Плотницкого. -Мн.: "Мисанта", 1997.
  9. Экономическая теория. Задачи. Логические схемы. Методические материалы. Учебник для ВУЗов/ под ред. Проф. А.И. Добрынина, проф. Л.С. Тарасевича. -Спб: Питер, 1999.
  10. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. -М.: ЦИПКК АП, 1996.
Hosted by uCoz